Пиар-паранойя

С 2009 года я некоторое время развлекался на ресурсе Профессионалы.ру, вступая в полемику на рекламно-маркетинговые темы с людьми, не имеющими прямого отношения к ремеслу, но отождествляющими себя с ним в соответствии с позиционированием соцсети.

Через пару лет, в основном из-за безмозглой и жлобской политики администрации, ресурс был справедливо прозван пользователями «ПрофессиАналы», и с него ушло большинство вменяемых и адекватных людей, с которыми я там познакомился; следом ушел я. С некоторыми из них я до сих пор поддерживаю связь в других соцсетях вроде Фейсбука и Линкедина.

Недавно вспомнил об одном своем высказывании на том сайте, касающемся публичных положительных отзывов кого-либо о чем-либо. То, что рядовые интернет-пользователи с затраханными социально-медийным маркетингом (Social Media Marketing — SMM) мозгами во всем видят проплаченный пиар или скрытую рекламу, всем и так известно. Хуже, когда подобное восприятие информационного пространства, граничащее с профессиональным кретинизмом, закладывается будущим профессионалам со студенческой скамьи.  

Тема вряд ли потеряет актуальность, поэтому публикую тот старый пост от 14.12.2010 здесь с небольшими изменениями и дополнениями. 


Как-то в магазине мне попалась книга о рекламе и PR. На мягкой обложке модельные груди и попы в кружевах, автор — зарубежная барышня, журналистка и пиар-вумен. Книга рекомендована для рекламных ВУЗов. В названии что-то о сексе и о сногсшибательном, нестандартном пиаре. Открыл наугад и сразу попал на воодушевляющий пример такого пиара.

Какой-то европеец (или американец) ночью услышал, что из-под окон угоняют его новый мерседес, выскочил на улицу голый прямо из постели и побежал за машиной. По пути тормознул случайного мотоциклиста, и они вместе настигли угонщика. В этот момент их всех накрыла полиция. Случай, естественно, попал в местные СМИ в разделы типа «Курьезы» и «ЧП». Благо, что камеры видеонаблюдения все это зафиксировали.

Наша пиар-вумен в своей писанине восторгалась этим событием мирового масштаба. Мол, у нее почти нет сомнений, что это было не просто происшествие, а весьма грамотный пиар-ход Мерседеса. По крайней мере, именно так, с ее точки зрения, и должно было быть. Учитесь, мол, девочки и мальчики, придумывать такие акции. Чтобы все восхищались и обсуждали, насколько дорога тачка своим владельцам.

пиар-паранойя, пиар
Эдуард Шеварднадзе после покушения дает интервью про «руку Москвы». Вот кто настоящий пиарщик.

А я вдруг сразу вспомнил другой случай — а именно покушение на президента Грузии Шеварднадзе в феврале 1998-го, когда он остался жив благодаря своему бронированному мерседесу, выдержавшему обстрел из гранатометов. Так вот, по логике нашей импортной пиар-клоунессы, это ведь тоже могла или должна была быть «пиар-акция» Мерседеса. Инициирование покушения на Шеварднадзе — чем не пиар-ход, а? Отличный способ продемонстрировать надежность своей продукции, а в довесок еще и сделать шикарный жест — подарить на смену искореженной машине точно такую же новую. (Мерседес ведь действительно тогда подарил.)

Собственно, чтобы в таких обстоятельствах красиво подарить выжившему клиенту новый броневик, о чем сразу узнал весь мир, много маркетинговых мозгов не требуется. А вот чтобы заподозрить в покушении гениальную типа пиар-акцию… это надо уже иметь мозги пиар-вумен. События, конечно, очень разные, но логика-то у пиар-параноиков и конспирологов — одна. А по ней что бег с голой задницей по улице, что взрыв лимузина — все пиар.

Болтуны, в каждом газетном пуке видящие жидомасонские заговоры, везде и во всем просекающие тайные пиар-ходы и зловещие сублиминальные манипуляции, пишут откровенную ересь о маркетинге, рекламе и PR. Ученые дятлы рекомендуют это к чтению студентам. А юношество все это воспринимает за чистую монету, а потом, приходя в агентства, креативит шизоидные пиар-ходы на заказ от взрослых клоунов, платящих за это деньги.

Для меня до сих пор загадка, почему все вроде люди как люди, все достаточно взрослые и здравомыслящие, но как только собираются вместе и начинают трескотню про рекламу и пиар, зачастую превращаются в невменяемых шалоболов, а в позиции заказчиков рекламы — вообще в имбецилов после двух трепанаций.

Я когда-нибудь тоже сделаю «пиар-ход» — впервые в истории мирового рекламного дурдома официально введу в рекламно-маркетинговом агентстве штатную должность психиатра. Зачем гневаться, как Огилви, что «сумасшедшие захватили власть в сумасшедшем доме». Действовать надо. Лечиться и лечить, лечить, лечить…

P. S. На большинство своих вопросов в области рекламы и маркетинга из серии «доколе?!» я уже давно знаю единственный правильный ответ — «всегда».

P. P. S. Да, да, это скрытая реклама Мерседеса. Они мне фирменный шильдик обещали подарить.

 

Вам слово: