Почему ошиблись аналитики, прогнозировавшие победу Клинтон

Почему ошиблись аналитики, Трамп, Клинтон, выборы в США, 2016

Подчеркнем: вопрос не о том, почему проиграла Клинтон, — в этом пусть разбираются политологи — а именно о том, почему ошиблись аналитики, дававшие Трампу шанс на победу от 0 до 35%.

На этот вопрос есть два простых взаимодополняющих ответа:

1) потому что продажная аналитика медиагигантов, участвовавших в клинтоновской пропаганде, сама была инструментом этой пропаганды, а не инструментом реальной оценки и прогнозирования ситуации;

2) потому что она основывалась на данных социологических опросов, в которых люди говорили одно, а приходя на избирательные участки, поступили иначе — ровно так же, как они в опросах перед входом в магазин декларируют намерение купить одни товары, а выходят с другими.

К тому же аналитика, используемая для пропаганды, — это всегда палка о двух концах. Внушая большинству, что «все думают так, как надо заказчику», она одновременно внушает это и своему заказчику. Еще один побочный эффект: она внушает лояльным избирателям, что все уже и без них предопределено, и этим снижает их активность. А значит, увеличивает среди проголосовавших долю протестного электората, активность которого более устойчива, потому что сильнее мотивирована. Но речь сейчас не об этом.

Кто-то в рунете уже глубокомысленно заквакал, что на примере этих выборов в США «интернет окончательно победил традиционные СМИ», процентов 90 из которых были заряжены против Трампа. Ошибаетесь, друзья. Каналы коммуникаций здесь ни при чем. Их выбор всегда вторичен и обусловлен конкретными обстоятельствами и задачами. Главное всегда — сам продукт и содержание коммуникаций.

Победил не интернет, а Трамп. Проиграли не медиагиганты, а Клинтон. А количественные исследования рынка на основе социологических опросов в очередной раз наглядно продемонстрировали, что они как инструмент — говно.

UPD: Как-то неохотно, вяло и без огонька раскрывает на Медузе эту тему социолог Григорий Юдин, профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук: не учли, не зафиксировали, упустили, «негативная кампания Клинтон странным образом ударила по ней самой».

Мнение политолога Сергея Михеева: «Если честно так рассматривать эту ситуацию, то американские социологи провалились. Или они все были куплены, или они не разбираются в том деле, которым они занимаются за большие деньги и с большим апломбом» (видео: https://youtu.be/1LoiuM7sloI?t=1m53s).
 

Вам слово: